Хаифаа Аль-Мансур стала одной из самых обсуждаемых женщин-режиссеров, после триумфа фильма «Ваджда». Хаифаа - первая представительница режиссерского жанра из Саудовской Аравии, а «Ваджда» -первый фильм, полностью снятый в этой стране.
Пришло время госпоже Аль-Мансур рассказать о фильме, и о том, с какими трудностями ей пришлось столкнуться во время съемок дебютного кино.
- Для начала расскажите немного о фильме.
- Это фильм о десятилетней девочке из Саудовской Аравии, которая очень хочет получить велосипед. Она является одной из тех представительниц слабого пола, которую не устраивает ответ «нет», поэтому девочка всячески пытается заполучить желанный трофей.
Это также фильм о человеческой стойкости, и о женской стойкости, когда нельзя останавливаться ни перед чем, чтобы осуществить мечту.
- Помимо режиссирования, Вы также написали сценарий к данному фильму. Как же для Вас начался проект «Ваджда»? Что вдохновило Вас на создание этой удивительной истории?
- Я хотела показать людям свой мир. Я сама родом и крохотной деревушки в Саудовской Аравии, где нет частных школ, поэтому мне пришлось ходить в общественную. Первым делом, я хотела показать зрителям местность, откуда я пришла.
Также я хотела обратить внимание на нашу страну и права женщин, но мне нужно было это сделать очень тонко, не оскорбив здешнюю культуру. Создавая «Ваджду», я ориентировалась на 2 фильма - «Вор велосипедов» и «Вне игры» Джафара Панахи, которые помогли мне объединить проблемы человека и радостную, беззаботную атмосферу в одном флаконе.
Мне потребовалось 5 лет, чтобы написать толковый сценарий. Я возила фильм по многим инстанциям, пока не набрела на «Лабораторию писателей». Они действительно поддержали картину, и я рада, что стала выпускником их школы, ведь это многое мне дало.
- «Ваджда» - это фильм, снятый в стране, где нет абсолютно никакой киноиндустрии! Насколько сложно было создать там толковую киноленту, достойную наград?
- Это было крайне сложно! Люди попросту не верили, что можно что-то отснять в Саудовской Аравии, ведь культура этой страны очень консервативна и закрыта для кино.
Найти продюсера, который бы поверил в проект настолько, что согласился бы приехать на Аравийский полуостров, было еще сложней. Но такие авантюристы, все же, нашлись. Ими стали Razor Films из Германии, которые помогли мне создать свой собственный дебютный шедевр. Я им очень за это благодарна.
По ходу съемок мне пришлось заимствовать знания режиссеров из других стран, потому что на родине никто бы не смог обучить меня этому ремеслу. Больше всего на мое собственное виденье сюжета повлияло итальянское кино, которое я считаю гениальным.
- Снять фильм в другой стране не составило бы для Вас никакого труда, но Вы были непреклонны и хотели, чтобы съемки проходили исключительно в Саудовской Аравии. Почему?
- Я хотела показать «кусочек» жизни Саудовской Аравии. Снять эти места в другой стране было просто невозможно! К тому же, нет ни одной картинки или фото, где бы была показана жизнь моей страны, поэтому я хотела исправить этот пробел. Пусть люди узнают, что там происходит!
Тем более что я хотела проникнуться подлинной атмосферой, а съемки на другой местности отвлекали бы меня от мыслей о родном государстве. Мне нужна была истинная арабская природа, люди, голоса. Саудовская Аравия- это волшебное место, где постоянно что-то происходит, и я очень рада, что я оттуда родом.
Изменения, которые я принесла с собой в мой дом, могут не быть радикальными, но люди должны знать, что стране пора открыться миру, что в ней есть место для женщин, и есть место для искусства. Я испытала удивительное чувство, когда поняла, что привнесла в родную культуру что-то новое. Возможно, в скором времени наше общество изменится.
- Режиссеру всегда сложно работать с детьми, но Ваад Мохаммед прекрасно справилась с главной ролью. Какие требования Вы предъявляли к молодым актрисам, которые хотели получить эту роль?
- Я создавала персонаж, основываясь на характере одной из моих племянниц. Она очень озорная, у нее есть чувство юмора и куча схем, как можно заработать деньги. Найти девочку на эту роль было сложно, ведь нельзя было открыто объявлять о кастинге.
В каждой актрисе, которая приходила на кастинг, я пыталась найти отголоски характера племянницы, но это долго мне не удавалось. Когда пришла Ваад, я была удивлена. Представьте себе арабскую девочку с потрепанными волосами, которая носит джинсы, да еще и слушает Джастина Бибера! (Смеется). Но у нее был удивительный голос: она спела и очаровала меня! Она выполняла абсолютно все мои требования, и тогда я поняла, что писала роль исключительно для Ваад.
- Будете ли Вы продолжать режиссерскую карьеру?
- Я надеюсь, что да. Я хочу снять еще один художественный фильм в Саудовской Аравии, но пока это только идея. Будем надеяться, что все получится.
Кира Великанова, freshmovies
Фото: rawstory.com и lejdd.fr