Александра Самохина в день 50-летнего юбилея матери рассказала "Сегодня", почему не верит, что женщина умерла из-за стволовых клеток, о том, что мама не снится ей по ночам, за что ругала в детстве и как давала свои драгоценности на свидания с мальчиками
Всего за пару месяцев до смерти Анны Самохиной я взяла у нее одно из последних интервью. Разумеется, о страшном диагнозе никто и подумать не мог. Самохина не испытывала ажиотажа в профессии, но работы ей хватало. Она снималась в сериалах, играла в антерпризных спектаклях… И тут в городе появились афиши, что она собирается приехать в Киев с новым спектаклем. Зная сложный характер актрисы, я без особой надежды позвонила с просьбой об интервью, но когда радостно сообщила Самохиной о ее предстоящем приезде в столицу, она была в шоке, выяснилось, что в этом спектакле она никогда в жизни не играла, а ушлые организаторы просто решили на ее имени заработать. Анна Владленовна попросила меня помочь найти ей организаторов и даже обещала подать на них в суд...
Изливать душу с журналистом особого желания у актрисы не было, но в благодарность за помощь, она согласилась дать мне интервью по телефону. Помню, мы проговорили с ней около часа. Она весело рассказывала мне о своих многочисленных планах, расставаниях с мужчинами, о закрытии своих двух ресторанов, о том, как борется со строительной фирмой, которая взяла деньги, но так и не построила ей квартиру. Сказала, что не чувствует своего возраста и вообще давно остановилась на рубеже 33-х лет. А спустя два месяца Анна Самохина умерла от рака в хосписе под Санкт-Петербургом в 47 лет. В день ее юбилея мы поговорили с ее дочерью.
- Александра, отмечали ли в вашей семье какие-то знаменательные даты, юбилеи?
- Нет. Особой традиции никогда не было. Получается, отметить – отмечаем, нет – значит, нет. Не было повода, чтобы мы обязательно каждый год собирались всей семьей в какой-то день…Бывало, и на Новый год - один в одном месте, другой – в другом.
В этом году к юбилею мамы я никого у себя не собираю. Как и все эти три года в этот день поставлю дома возле ее фотографии свечку. Будем вспоминать. Вчера приехала мамина близкая подруга из Москвы. Сходим сегодня вместе на кладбище.
- Помню, раньше вы часто говорили, что мама мало времени вам уделяла из-за постоянных съемок, гастролей. Последние годы вам удалось восполнить этот пробел?
- Как раз в последний год мы очень сблизились. В этом моя заслуга. Я наконец-то перестала обвинять ее в том, что она меня не воспитывала. Сейчас понимаю, что не имела права так говорить. Родители – не наша собственность, чтобы мы предъявляли им такие претензии. Рада, что в последний год ее жизни до меня это дошло. Мне кажется, мы многое наверстали, что было упущено в детстве.
- Сразу после смерти Анны Самохиной (она умерла в 2010 году от IV стадии рака желудка) доброжелатели стали говорить, что ее ранний уход связан с многочисленными диетами, «уколами красоты» с применением стволовых клеток. Было такое или нет?
- Свечку я не держала. Но на 100% уверена, что историясо стволовыми клетками – полный бред. Мама никогда не делала тайны из того, что прибегала к блефаропластике. Она даже рекламировала хирурга, к которому обращалась за помощью. Потом она собиралась сделать круговую подтяжку лица, об этом тоже все знали... Какой смысл ей был скрывать эти стволовые клетки. Да, нет, не было этого всего. А диеты… Нет ни одной женщины, которая хоть раз в жизни на них не сидела.
Виной всему эта страшная болезнь, от которой каждый день умирают дети, молодые, взрослые. И никому неизвестно, почему так происходит. Это таинство, которое так и останется тайной.
Недавно умер Илья Олейников, так мне стали все звонить, спрашивать знаю ли я что-нибудь про стволовые клетки. А я его два раза в жизни видела, когда мама с ним в спектаклях играла. Все знали, что он был очень больным человеком. У него был панкреатит, он сидел на лекарствах уже много лет, а у людей хватает совести приписать стволовые клетки.
Знаете, я уже боюсь с кем-то общаться. Несколько раз дала российским телеканалам интервью, так они перемонтировали мои фразы так, что вышло, будто я чуть ли не со своим отчимом жила. А потом мне звонят родственники и возмущаются, мол, Саша, что ты несешь. А я даже понять не могу в чем дело.
- А общаетесь ли вы сейчас с кем-то из маминых друзей?
- Мамины друзья так и остались ее друзьями. Мне сложно кого-то в чем-то обвинять. У нас разная возрастная категория, поэтому требовать, чтобы у нас были общие интересы – сложно. С маминой близкой подругой общаемся, дружим… Она почти как родственник в нашем семействе. А так, есть круг людей, которые периодически поздравляют меня с Новым годом, отправляют смс-ки… Я отвечаю, но сказать, что мы дружим - не могу.
- Режиссер одного из последних фильмов Анны Самохиной «Псевдоним для героя», рассказывал, что пленку с ее голосом затеряли, поэтому озвучивать картину будете вы. Почему этого не случилось?
- Я что-то слышала об этом. Но ко мне лично никто не обращался с таким предложением.
- Когда близкие люди уходят тяжело потом смотреть на их вещи, фотографии… Пересматриваете ли вы сейчас ее картины?
- В промежутке с 10 до 16 лет я пересмотрела все ее фильмов по 10-15 раз. С удовольствием смотрю, когда случайно попадаю. Но в последние полгода не включаю телевизор. Иногда возникает желание что-то пересмотреть. Но не часто. В первый год после смерти я вообще ничего не смотрела, было очень тяжело. Сейчас, время, как это не банально звучит – лечит, поэтому стало, немного легче. Я бы хотела пересмотреть какие-то отдельные ее картины, которые редко показывают по телевизору. Но у меня их нет.
- А разве дома вы не собираете архив?
- Ой, у нас в этом смысле особенная семейка… Нет ни записей видео, ни фильмографии, ни журналов с ее интервью. Что-то разрозненное валяется... Мама никогда о себе ничего не собирала. А очень жалко. Недавно переезжали на новую квартиру и в связи с переездом многое растерялось. Бывает, журналисты терзают: «Дайте фотографии». А я смотрю в интернете, такие бывают уникальные снимки, что даже у меня таких нет. Есть какие-то свои семейные альбомы. Но они все разбросаны: часть у папы, часть у сестры…
А совместные фотосессии у нас случались, если журналисты брали интервью и просили сфотографировать. Помню, первая была, когда мне было лет 12. Мама делала себе портфолио у одного нашего известного фотографа, заодно и меня взяла.
- Мама была против того, чтобы вы шли в актерскую карьеру, и даже обещала подать в церкви свечку, чтобы этого не случилось. Но вы ее ослушались. Как сейчас складывается ваша карьера?
- Снялась в одном сериале у нас в Санкт-Петербурге и в одном двухсерийном фильме. Есть несколько антерпризных спектаклей, в которых постоянно играю. Но я не могу сказать, что у меня шквал предложений. Если приглашают, хожу на пробы, снимаюсь. Но я не прилагаю к этому массу усилий и не очень хочу делать актерскую карьеру. Сейчас у меня семья, ребенок маленький. Поэтому приоритеты сдвинуты в эту сторону.
Дочка Ева радует меня каждый день, такой солнечный ребенок. Все друзья, родственники от нее в восторге. Хотела назвать дочку в честь мамы Анной, но все стали меня отговаривать. Я очень рада, что дочь есть в моей жизни, она спасла меня после смерти мамы от страшной депрессии.
- В одном из своих интервью Анна Самохина рассказывала, что была такой волевой и демократичной мамой, которая никогда дочери ничего не запрещала. У вас была полная свобода?
- Мама не вмешивалась в мою жизнь. Она была против того, чтобы я поступала в институт, не хотела, чтобы я стала актрисой, но потом быстро с этим смирилась. Хотя у нас за все время на этой почве тогда случился, пожалуй, первый серьезный конфликт. А так, и в мои переживания с мальчиками она никогда не вторгалась. Могла дать какие-то советы, но всегда с таким подтекстом, что решение все равно придется принимать мне. И я ей за это очень благодарна. Бесполезно вмешиваться, дети все равно не благодарные, а если еще и вмешиваться, все равно спасибо никогда не скажут. Пусть лучше своих ошибок наделают, по крайней мере, не будут родителей обвинять.
- А она могла поругать, наказать за что-то?
- Как же без этого! Она терпеть не могла, когда я без ее разрешения в старших классах брала ее вещи. Я очень любила мерить ее гардероб и выходить в свет в ее нарядах. Но когда меня на этом ловили, разборки были страшные. Никогда не забуду, как принимала аудиенцию дома в ее бордовом халате… Как же маме это не понравилось. Своей дочки я буду разрешать мерить свои вещи. А у мамы было какое-то очень болезненное к этому отношение. Хотя потом, когда я выросла, и уже сама ходила на свидания с кавалерами, она давала мне не только свои вещи, но и драгоценности.
А вообще всегда говорила, что самое страшное – это вранье. Лучше сказать даже самую ужасную правду, чем соврать. Она не любила, когда дети или мужчины ей лукавили. Мне за вранье сильно попадало. В остальном по дому меня ничего не заставляли делать, учиться… Как учусь, так и учусь. С 14 лет я часто оставалась одна дома. Можно было устраивать какие-то пьяные тусовки с мальчиками и друзьями, но этого ничего не было. Самосознание как-то всегда меня останавливало.
- Внешне вы очень похожи на маму. Есть ли у вас какие-то общие черты характера?
- Я очень хотела, чтобы какие-то положительные черты у меня от нее были, но, к сожалению, этого не случилось. Так вышло, что от мамы, и от папы я взяла не самое лучшее. Но, несмотря на это, у нас были доверительные отношения, я рассказывала маме абсолютно все. А вот она мне нет. Это я только сейчас понимаю. В тот момент, когда мы общались, она и не могла мне всего рассказать, я бы все равно ничего не поняла, учитывая свой архинежный возраст.
А сейчас так жалею, что мы не можем с ней поговорить. У меня иногда возникает такая острая потребность пообщаться, посоветоваться с ней по каким-то вопросам. За эти три года, что ее нет, я очень поменялась, повзрослела. Мне кажется, сейчас мы бы общались совершенно на другом уровне. Правильно говорят, что ребенок взрослеет только тогда, когда уходят родители.
Кстати, и снится она мне редко. Вот вчера снилась. Но я не помню, как именно. Я, конечно, жду, что это произойдет, но пока никак: ни мама, ни бабушка не хотят мне рассказывать как у них там дела. Но я очень надеюсь, что у них все хорошо!
www.segodnya.ua