Астрономы открыли самый плотный пульсар из всех известных

Астрономы открыли ультраплотную звезду, которая вращается вокруг умирающего звездного компаньона, делая полный оборот всего за 93 минуты, что делает этот объект самым быстрым в своем роде из всех ранее найденных. Скоростной объект представляет собой разновидность нейтронной звезды, называемой миллисекундным пульсаром, который летит со скоростью 13 000 км/час или даже несколько выше.

Его звездный компаньон, которого пульсар постепенно уничтожает своей сверхвысокой гравитацией и радиацией, представляет собой звезду, которая так сильно притянута гравитацией пульсара, что центробежные силы придали ей скорость вращения в 2,8 млн км/час вокруг нейтронной звезды. По словам ученых, данная звезда уже обречена, она уже никогда не сможет покинуть гравитационное поле пульсара и в конечном итоге будет уничтожена им.

Обнаруженная система получила название PSR J1311-3430, в ней два объекта разделены всего 520 000 км. Это примерно полтора расстояния от Земли до Луны. По словам специалистов, из всех ранее открытых бинарных систем с участием нейтронных звезд эта является самой плотной, а объекты в ней намертво привязаны друг к другу гравитацией.

Открыть экзотическую систему удалось благодаря объединению множества данных, собранных телескопом Ферми, работающим на околоземной орбите и рассматривающим космическое пространство в диапазоне гамма-лучей. В НАСА говорят, что PSR J1311-3430 - это первый миллисекундный пульсар, обнаруженный только при помощи гамма-диапазона. В процессе исследования PSR J1311-3430 были использованы некоторые новые техники, которые в будущем могут позволить исследовать тысячи других миллисекундных пульсаров в нашей Вселенной. Кроме того, PSR J1311-3430 представляет собой крайний случай эволюции пульсаров, показывая, насколько экстремальными подобные системы могут быть.

Как и другие нейтронные звезды, пульсары могут формироваться, когда массивные звезды погибают, а то, что от них осталось под действием собственной графитации сжимается и представляет собой объект сверхвысокой плотности, состоящий только из нейтронов. Ученые говорят, что нейтронная звезда по массе практически соответствует нашему Солнцу, но по своем диаметру имеет лишь 30-40 км. Столь высокая концентрация вещества и большая масса раскручивают объект до очень высокой скорости вращения вокруг собственной оси. Фактически, нейтронные звезды вращаются на скорости, которая лишь едва не дотягивает для того, чтобы центробежные силы разорвали звезду изнутри.

Первые фрагментарные данные о пульсаре западные специалисты начали получать еще в 2008 году, но они были обрывочны. Позже удалось установить, что сам пульсар делает ежесекундно 390 оборотов вокруг собственной оси. "Чтобы обнаружить пульсар нам потребовалось 5000 ЦПУ/дней. Здесь объемы вычислений возрастают одновременно с тем, как растет частота вращения пульсара. Найденный нами объект имеет частоту 390 герц, если бы нам пришлось искать объект, вращающийся на частоте 700 Герц, то это заняло бы на современном оборудовании 27 000 ЦПУ/Дней", - рассказал Хольгер Плетч, специалист из Института гравитационной физики им Макса Планка в Ганновере.

Исследуя второй объект в бинарной системе - умирающую звезду, исследователи установили, что она имеет диаметр менее 88 000 км (меньше Юпитера) , но по своей массе она в восемь раз тяжелее Юпитера и в 30 раз плотнее нашего Солнца. Также было установлено, что сейчас большая часть испарений вещества этой звезды получается не столько из-за воздействия гравитации пульсара, сколько из-за потоков радиации, которые он обрушивает на нее.

30-10-2012, 13:25