«Киану» в переводе с гавайского — «прохладный бриз над горами». Для 48-летнего Киану Ривза настало время подчиниться ветреной сути своего имени: сегодня он примеряет на себя новые роли — режиссера и продюсера. О переменах в кино и жизни, коварстве новых технологий и секрете настоящей любви актер поговорил с Татьяной Розенштайн.
Его часто называют «таинственным» и «странным». Виной тому не только уникальная внешность и природная скромность — Киану Ривз действительно непростой собеседник. Он чувствителен и интеллектуален, хотя умело скрывает свои достоинства под маской приветливости и иронии. Во время интервью он может неожиданно задуматься и забыть ответить на вопрос. Или поменять тему, начав вдруг философствовать о конце кинематографа или влиянии человека на собственную судьбу, — чаще всего такое случается, когда речь заходит о частной жизни. Прежде Киану не был столь скрытным, но личные драмы, растиражированные прессой, отбили у него охоту к откровениям. Карьера Ривза шла на взлет, пока он переживал самые трагичные моменты своей биографии: лучший друг Ривер Феникс умер от передозировки наркотиков, младшей сестре Ким диагностировали лейкемию, сердце нерожденной дочери Ривза остановилось в утробе матери, а год спустя в автокатастрофе погибла и мама девочки, невеста Киану Дженнифер Сайм. С тех пор актер так и не завел подружки, а в интервью говорит только о работе — судя по всему, это его единственная отрада. Теперь Ривз не только снимается сам, но и выступает режиссером и продюсером. Его новый продюсерский проект «Бок о бок» — документальный фильм о том, как цифровые технологии меняют кинематограф, вытесняя пленку. Среди героев картины — Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Дэвид Линч, Ларс фон Триер и Джордж Лукас. Представив фильм на премьере в Лос-Анджелесе, Киану прямиком отправился в Гонконг, где полным ходом идут съемки его режиссерского дебюта — боевика «Мастер тай-цзи». Год общения с «передовиками» цифрового кино не пропал даром — на съемочной площадке «Мастера тай-цзи» задействован суперсовременный робот Iris, которому доверена роль оператора боевых сцен.
ELLE В «Бок о бок» вы обсуждаете технологии создания фильмов. Не слишком серьезная тема для актера?
КИАНУ РИВЗ В кино наступает новая эра, и это касается нас всех. Эксперты обещают, что технологии будут создавать не только декорации фильмов, но и актеров-«клонов», которые смогут воспроизвести на экране «стариков» вроде Грекори Пека и Хамфри Богарта, а главное — наших современников, ныне живущих и играющих. Я и мои коллеги можем скоро оказаться не у дел.
ELLE Боитесь остаться без работы?
К.Р. Признаться, да. Но дело даже не в этом. С помощью новых технологий легко увлечься подделками. Подобные эксперименты могут печально закончиться для человечества. Конечно, во мне говорит ностальгия по старому кинематографу, но я не теряю оптимизма. Ведь режиссеры — те же сказочники, они рассказывают истории. И если им нужно донести нечто важное, они найдут способ, как это сделать — привычными методами или с помощью новой техники. Майкл Винтерботтом в моем фильме говорит: «Неважно, чем ты занимаешься, главное, чтобы ты делал это от всего сердца». Я готов под этим подписаться.
ELLE Как вам удалось собрать такой звездный ансамбль режиссеров? Использовали личные связи?
К.Р. Думаю, дело не во мне, а в актуальности темы. Всем хотелось высказаться. Однако мне было поставлено условие: я сам, а не ассистенты, должен делать интервью.
ELLE Знаете, главная задача интервьюера — разговорить героя. Вам удалось?
К.Р. Да, все прошло без проблем. Правда, над собой пришлось поработать. Перед интервью с Джорджем Лукасом и Мартином Скорсезе я занимался аутотренингом: «Постарайся не выглядеть идиотом...»
ELLE Понимаю. Понравилось играть журналиста?
К.Р. (улыбается). В семнадцать лет я делал интервью для телешоу в Торонто. Журналистика была моей первой серьезной профессией.
ELLE Но стать вы решили актером...
К.Р. Не сразу. Когда я был ребенком, у меня была куча планов! Я хотел стать изобретателем, ядерным физиком, гонщиком и даже дирижером. Пытался петь и играть на музыкальных инструментах. Но поскольку я считал свои выступления посредственными, решил не забивать голову глупостями.
ELLE Как же вы в итоге пришли к актерству?
К.Р. Моя мать была художником по костюмам. Отчим — театральным режиссером... Однако мне и сейчас сложно понять, кто я на самом деле. Что-то подсказывает, что мое место в кино, но где именно? (Задумывается.) Актер? Да, здесь у меня есть небольшой опыт. Продюсер? Работа мне нравится, но знаний в этой области у меня еще маловато. Режиссер? Тут я в самом начале пути. Надеюсь, другие режиссеры не перестанут приглашать меня на съемки...
ELLE Что скажете о вашей следующей актерской работе — в картине «47 ронинов»?
К.Р. Это боевой и в то же время очень романтичный фильм о любви и чести. Я играю воина, борющегося за любовь принцессы.
ELLE Это отражает ваше представление о любви?
К.Р. На эту тему я не хочу распространяться. Настоящая любовь не нуждается в широком обсуждении. В этом участвуют лишь двое.
ELLE Тогда давайте поговорим о драках, ведь в «47 ронинах» вы вновь проявили себя с бойцовской стороны.
К.Р. Мне действительно приходится участвовать в боевых сценах. Однако у меня уже нет той легкости, которая была на съемках «Матрицы». Я становлюсь старше. Изображать драки все труднее, да и тренироваться приходится больше. Про то, что творится с моими коленями, я вообще молчу.
ELLE В «Мастере Тай-цзи» вам тоже приходится сражаться?
К.Р. На эту тему мне тоже не хотелось бы распространяться. Наберитесь терпения (улыбается), фильм рано или поздно выйдет на экраны.
ELLE А правда, что до 40 лет вы жили в гостиницах и лишь несколько лет назад впервые купили себе дом?
К.Р. Наверное.
ELLE Почему?
К.Р. (нехотя). Ну-у-у... Актерская профессия — бродяжная. Удобнее жить в гостиницах с сервисом. Когда я въехал в свой дом, то первое время не понимал, что там делать. Спать, готовить ужин, убираться? Создан ли я вообще для всего этого?
ELLE Я почему-то живо себе представила, как вы суетитесь по хозяйству, стоите у плиты...
К.Р. Я?! У плиты? Нет, это точно не ко мне. Максимум, на что я способен, — намазать бутерброд маслом.
ELLE О чем вы думаете перед сном?
К.Р. О новом дне.
www.elle.ru