Педагог лондонского Королевского балета Ковент-Гарден рассказал, чем отличаются западные балеруны от наших, как повлиял интернет на развитие балета, и как в их доме жила Майя Плисецкая.
В Киев знаменитый балетмейстер прилетел чтобы поставить балет «Класс-концерт» для труппы Национальной оперы Украины (премьера - 20 апреля).
— Как вы думаете, насколько сильно изменился балет после развала СССР?
— Сильно изменился, причем во всем мире. Так совпало исторически, что сейчас эпоха глобализации, компьютеризации, интернета и всего прочего. Тем более многие артисты уезжали из Советского Союза на запад и там повлияли на развитие западных школ, трупп. В то же время произошло становление свободы информации. И российские артисты с помощью интернета, в особенности YouTubе, общаются, учатся друг у друга. Сейчас можно свободно перемещаться по миру, не то что раньше. Происходит взаимовлияние, взаимопроникновение. Размываются границы между национальными школами. И мы учимся как хорошему, так и плохому. Вот я, допустим, боролся-боролся с английскими артистами, приезжаю в Россию — а у нас такие же проблемы. Хотя мои учителя, если бы увидели это, сказали бы: «Миша, куда ты смотрел?». Но нельзя сказать, что балет стал лучше или хуже. Он просто стал другим.
— Каким вы видите будущее балета?
— Я думаю, будет какой-то скачок. Тем более сейчас технологии и так уже помогают артистам. И я это поддерживаю. Вот сейчас, например, во время репетиций можно тут же посмотреть на себя со стороны. Есть камеры, есть большие мониторы, можно посмотреть на записи, что ты делаешь не так, и исправиться. В этом плане артистам легче, потому что мы были лишены такого, у нас было только зеркало.
— Вы выросли в семье, где балет занимает первое место. Вы никогда не жалели о том, что не выбрали другой путь?
— Нет, я никогда не жалел. Я доволен своей профессией, я очень люблю свою работу. Конечно, иногда было желание заняться чем-то другим. Я думаю, из меня вышел бы неплохой адвокат, или бизнесмен — если исходить из склада моего мышления. На меня очень влияли мама и отец.
— Вы — двоюродный брат Майи Плисецкой. Какие у вас отношения?
— Множество моих воспоминаний связаны с ней. После ареста отца Майи они с матерью жили долгое время у нас. И я помню момент, когда я стою в комнате, а Майя сидит за трюмо и наносит макияж. А как-то было — уже после войны — мне удаляли аденоиды. В то время, конечно, все было страшнее. Недавно моей дочери делали подобную операцию, под общим наркозом. Так она даже ничего не почувствовала. И вот меня связали, держали крепко, и я очень сильно кричал, ругался на врачей. А какие ругательства я знал тогда? «Дурак», в крайнем случае — «идиот». Причем сам я этого от шока не помнил, мне об этом уже потом Майя рассказала.
— Сложился миф, что основная часть мужчин в балете нетрадиционной сексуальной ориентации...
— У меня либеральные взгляды. Я бывал на Западе и видел очень много таких людей, мне приходилось и приходится с ними работать. У меня много друзей нетрадиционной сексуальной ориентации, но они работают в других сферах, не только в балете. Творческие люди, и это их личное дело.
— Заокеанские артисты балета отличаются от наших?
— Безусловно, они отличаются от наших. Чувство конкуренции у них всасывается практически с молоком матери. Это стремление вырваться, быть лучше, работать все время над собой. То, чего нет в наших артистах. Там люди более ответственные, там они знают, что за них никто ничего не будет делать. У них больше самоуважения, они знают, что должны сами о себе заботиться и не уповать на чью-то помощь.
— Как вы думаете, можно ли вернуть интерес молодежи к театру и балету?
— Тяжело оторваться от компьютера, от интернета, я сам это прекрасно понимаю, затягивает страшно. Как один из способов решения такой проблемы — ставить больше спектаклей для детей и юношества. А вдруг человек, который в детстве увидел спектакль, влюбился в балет. И дальше, уже в более взрослом возрасте, будет продолжать ходить в театр.
МАСТЕР ПУАНТОВ
Имя: Михаил Мессерер
Родился: 24.12.1958 в Москве (Россия)
Окончил Московское хореографическое училище в 1968 году. В том же году был принят в труппу Большого театра. В 1978 году получил специальность педагога-балетмейстера. Преподает в Американском балетном театре, Парижской национальной опере, миланском театре Ла Скала и других труппах. Работает с классическим репертуаром, хореографией Петипа, Горского, Асафа Мессерера. Двоюродный брат Майи Плисецкой. Наиболее известные постановки: «Баядерка», «Золушка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
www.segodnya.ua