Музыкально-политическая сенсация этого года группа «Рабфак» презентовала в Москве свой первый альбом «Наш дурдом».
«Рабфак» уже стал неким феноменом – стартовав с интернет-мемов на темы танцующих милиционеров, хмурого Путина и веселых умалишенных, группа не стала калифом на час, а вполне упорно и основательно продвигается к своей цели. На презентации в клубе «Гоголь» стало понятнее, что же это за цель.
С обложки свежеизданного альбома выглядывают кулаки трудового народа, стилизованные в эстетике Маяковского и, не побоюсь этого слова, «Ляписа Трубецкого». Красно-черно-белая гамма хорошо узнаваема, и потому навевает множество ассоциаций. В первую очередь, конечно, задается стилистика «утром в интернете, вечером в куплете». Но поскольку все выборы уже прошли, митинги поутихли – тем любопытнее отгадывать, насколько эти «куплеты» интересны в иной, сильно изменившейся обстановке.
После разной степени нелепости разогревающих групп на сцене «Гоголя» появляется вальяжный массивный господин с небрежным шарфиком на шее, лидер «Рабфака» Александр Семенов. И после шуточек-подколов принимается петь в сопровождении невероятно мощных для такого несерьезного жанра музыкантов. Ларчик открывается просто – сейчас в «Рабфаке» играет почти полностью состав группы «Монгол Шуудан», эти парни играть скверно просто не умеют.
И вот ведь как получается. Песни живут! Благодаря победе Путина на этих выборах – песни живут. Пейзаж ведь не изменился, и еще лет 12 не изменится, и все эти 12 лет вполне актуально пританцовывать под текст «Наш дурдом голосует за Путина, наш дурдом будет Путину рад!». Кстати, перед началом концерта музыканты раздали зрителям брошюрки с названием «Слова новых песен (дополненные, переработанные и утвержденные полномочными организациями)» с подзаголовком «Всероссийское объединение любителей совместного пения «Дополнительные голоса» им. В.Чурова, отдел пособий и методичек». А попросту – песенник.
Песенник не понадобился. Зрители пели хором слова даже новых песен наизусть. И пусть всего-то зрителей было немного, не более сотни, - но это были отнюдь не всклокоченные радикалы, а самая что ни на есть рафинированная «понимающая» интеллигенция.
Паззл сложился. Уверенный крепкий русский рок с язвительными смехотекстами и почти «шансоном с человеческим лицом» - да это же сегмент «Ляписа Трубецкого» и «Ленинграда», только по-московски более пофигистичного и по-интеллигентски более модернистского. Тексты пишет Александр Елин, и он наполняет ерничеством едва ли не каждую строчку. Аттракцион язвительности, приправленный отменными мелодиями и ровной бочкой на первую долю.
«Рабфаку» надо, конечно, еще набраться концертного опыта – очень много текстов проглатываются из-за нечеткой дикции Семенова или не очень-то чистого двухголосия с бэк-вокалисткой Таней Баталовой. Все-таки жанр требует идеального донесения именно текстового месседжа. И музыканты пока явно зажаты, им явно не хватает сольных отрывов с блюзовым душком, где они мастера отрываться.
Тем не менее, в Москве появилась отличная ерническая группа – хитовая, крепкая, с прищуром и перекрестными отсылками ко всему на свете. Из-за обилия обсценной лексики дальше маленьких клубиков и статуса андеграундных звезд ей абсолютно точно не пробиться. Но первый альбом обязан был зафиксировать их статус на начале карьеры.
Теперь же они на перепутье. Музыканты играют слишком хорошо, чтобы оставаться в крошечных клубах. Придется или отказываться от мата и утяжеляться, как это сделал «Ляпис», или доводить все тот же мат до состояния живой речи, как сделал Шнур. Тогда появится интерес массовой аудитории и, соответственно, большие площадки. А может быть, «Рабфак» изобретет третий путь?
www.newsmusic.ru