Развитие ребенка должно быть всесторонним, чтобы задействовать все его способности и склонности. Только так можно вырастить интеллектуальную и гармоничную личность.
Наиважнейшая роль в этом отводится художественно-эстетическому образованию.
Что такое художественное воспитание
Художественное воспитание – это процесс, направленный на формирование эстетического мировоззрения и мировосприятия у ребенка. Посредством предметов изобразительного, визуального и музыкального искусства детям прививается чувство прекрасного, умение его различать и оценивать в окружающем мире.
Первостепенная задача художественного образования – приобщение ребенка к различным видам искусства, развитие у него творческих способностей в художественном творчестве, обучение элементарным знаниям в различных областях искусства. Художественное воспитание также направлено на формирование и развитие творческого, образного мышления, памяти, речи, воображения.
Где преподается художественное воспитание
Художественное воспитание является неотъемлемой частью учебного процесса в дошкольных, школьных и высших учебных учреждениях.
Если говорить о самых маленьких, то прививание им эстетических наклонностей, умение видеть и оценивать красоту в окружающей среде происходит в детском садике. Для этого существует целый комплекс образовательных занятий.
Средства обучения
Формирование эстетического восприятия окружающей действительности происходит на уроках живописи, при знакомстве с предметами живописи, классическими музыкальными произведениями, театральными постановками, объектами архитектуры, предметами народного творчества.
Развивают эстетические наклонности и красивые пейзажи дикой природы: закат, осеннее дерево под золотой кроной, заснеженная елка, распустившийся полевой цветок. Все это тоже подталкивает ребенка видеть и оценивать красоту вокруг себя.
Но ребенок в процессе художественного воспитания не выступает как пассивный зритель. Задача всестороннего развития в том, чтобы ребенок научился самостоятельно создавать и привносить в свою и общественную жизнь эстетически значимые вещи и явления.
Наиболее лучшим образом это происходит на уроках труда, рисования, шитья, музыки, рукоделия, занятиях лепкой, аппликацией. Созданные своими руками творения формируют у малыша ощущения причастности к наполнению мира прекрасными вещами. Походы в театр, кино, музеи, художественные арт галереи, на выставки – это тоже элемент художественного воспитания.
Знакомство с видами искусства
Приобщение к миру искусства и знаниям о нем происходит через планомерно выстроенный обучающий процесс. Он состоит из нескольких этапов, задача которых – сформировать у ребенка представления о различных видах художественного творчества, научить сравнивать жанры одного вида искусства, а также работы разных искусств, выделять отличительные особенности конкретного предмета искусства, знать основные средства выразительности для передачи образов, понимать и оценивать роль искусства в жизни общества.
Как происходит начальное знакомство с понятием «искусство»:
- общее ознакомление с различными видами искусства (происходит посредством демонстрации, прослушивания, исполнения взрослыми или детьми);
- рассказ о возникновении и истории развития конкретного вида творчества;
- знакомство со средствами и материалами, используемыми для создания предметов данного вида искусства через демонстрацию и рассказ о них;
- показ примеров работ этого искусства с указанием на отличительные особенности;
- знакомство с работами разных представителей одного и того же вида искусства;
- сравнение жанров, работ из разных сфер искусства, с выделением средств передачи образа, предмета и явления;
- формирование у детей понятия «ценности» предметов искусства, а также их роли и места в жизни общества.